VII Всеукраинский Молочный Конгресс

Несмотря на сложную ситуацию в стране, молоко надо производить. Оно необходимо не только для насыщения внутреннего рынка. Спрос на молочные продукты растет во всем мире, а потому цена на сырье в ближайшие несколько лет будет оставаться высокой. Одновременно увеличиваются затраты на производство молока. Сейчас главная задача украинских молочников – найти пути снижения себестоимости производства, что позволит им оставаться конкурентоспособными, обеспечить продовольственную безопасность страны, а украинской «молочке» – занять достойное место на мировом рынке.

Игорь Швайка предложил новый формат отношений между правительством и бизнесом, где обе стороны являются полноправными партнерами, которые работают согласно качественным и предсказуемым правилам игры.

Среди участников – представители всех областей Украины…
Несмотря на сложную ситуацию в стране, молоко надо производить. Оно необходимо не только для насыщения внутреннего рынка. Спрос на молочные продукты растет во всем мире, а потому цена на сырье в ближайшие несколько лет будет оставаться высокой. Одновременно увеличиваются затраты на производство молока. Сейчас главная задача украинских молочников – найти пути снижения себестоимости производства, что позволит им оставаться конкурентоспособными, обеспечить продовольственную безопасность страны, а украинской «молочке» – занять достойное место на мировом рынке.

Новый расширенный формат
Чтобы дать ответы на самые острые вопросы и выработать стратегию и тактику действий, 18-20 марта 2014 г. в выставочном центре «Киев ЭкспоПлаза» состоялось главное событие года в области молочного скотоводства страны – VII Всеукраинский молочный конгресс. Он собрал около 1000 участников: владельцев, руководителей и специалистов ведущих сельскохозяйственных молочных предприятий, представителей коммерческих компаний, молокоперерабатывающих предприятий, отраслевых объединений, финансовых учреждений, посольств и средств массовой информации.
В этом году мероприятие проводили в новом, расширенном формате – трехдневная учебно-познавательная программа от лучших специалистов Украины и мира, специализированная выставка, живое общение с лекторами и участниками, дегустация качественных молочных продуктов, а также технические визиты на ведущие молочные фермы Украины. Организаторами мероприятия выступили агроконсалтинговая компания «Дикун» и Ассоциация производителей молока (АПМ). В течение двух дней работа конгресса проходила в трех параллельных секциях: «Аналитика молочного бизнеса», «Управление и технологии» и «Ветеринария».

Результативный диалог
Сразу после официального открытия работы конгресса с приветственным словом к участникам обратился Министр аграрной политики и продовольствия Украины Игорь Швайка. Он поблагодарил всех, кто создает рабочие места, производит пищевые продукты, а главное – обеспечивает продовольственную безопасность страны. Министр предложил новый формат отношений между правительством и бизнесом, где обе стороны являются полноправными партнерами, которые работают согласно качественным и предсказуемым правилам игры. Он отметил поддержку и необходимость развития сельской местности, малого и среднего бизнеса.
«Аграрный сектор требует неотложного решения таких задач, как продовольственная безопасность страны, наращивание экспортных возможностей, развитие сельских территорий, малого и среднего бизнеса как основы социальной стабильности в нашем государстве», – отметил глава профильного министерства. Игорь Швайка призвал активизировать диалог между властью, производителями и переработчиками, чтобы совместными усилиями вывести аграрный сектор страны на новый уровень развития.

Аналитика молочного бизнеса
Молочная отрасль Украины имеет большой потенциал для развития. В 2013 г. в Украине произвели 11,5 млн т молока, что позволило ей занять пятое место после стран ЕС, Индии, США и Китая.
О тенденциях на мировом и отечественном молочном рынке рассказал Вадим Чагаровский, председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины. Он отметил, что продажа и потребление молочных продуктов в стране ежегодно растет на 3-4%. Одновременно с 380 кг молока в год, которые должен потреблять украинец, он потребляет всего 155 кг. Все это свидетельствует о том, что наш молочный рынок интересен для инвесторов. По мнению Вадима Чагаровского, невозможно решать проблемы отрасли, внедрять любые программы, а затем и развивать отрасль без определения реального количества производимого молока в Украине. Свое выступление Вадим Петрович завершил анализом последствий для молочного сектора при вступлении Украины в Таможенный союз или другие межгосударственные объединения.
Об инвестиционной привлекательности молочной отрасли Украины вел речь директор Европейского банка реконструкции и развития Шевка Аджунер. Он подтвердил, что украинский аграрный сектор является главным направлением работы банка. За последний год ЕБРР инвестировал в него €1,6 млрд, а это 20% всех вложений в Украину. Спикер отметил, что они видят в Украине будущего лидера мира по обеспечению продовольствия. При этом ЕБРР готов к активному участию в развитии молочного сектора и оказания помощи не только большим, но и малым предприятиям. Она будет как финансовой, так и технической.

Воспитать культуру потребления
Выступление Андрея Дикуна, президента Ассоциации производителей молока (АВМ), был посвящен итогам работы объединения в 2013 г., в частности законодательным инициативам в области. Особое внимание он обратил на социальную составляющую АВМ – бесплатное обеспечение детей молоком. Именно по этой возрастной категории украинского начинается воспитание культуры потребления этого продукта и здорового образа жизни.
Также Андрей Дикун обнародовал результаты опроса производителей, целью которого было определить факторы, сдерживающие развитие отрасли. Главные из них – неадекватная государственная поддержка, неопределенность с рынком земли, дорогие кредиты, бюрократия и коррупция. Впрочем, на первое место молочники поставили факт отсутствия квалифицированных кадров.
Логическим продолжением выступления президента АВМ стала панельная дискуссия на тему: «Ограничивающие факторы роста молочного бизнеса в Украине. Стратегии развития». К ней присоединились политики и юристы Сергей Лабазюк, первый заместитель Председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений, Николай Орлов, партнер юридической фирмы «ОМП» и Александр Мирный, народный депутат Украины.

Законодательные инициативы
Сейчас профильное министерство работает над упрощением условий ведения бизнеса в животноводстве, в частности уменьшением количества разрешительных документов, просмотром требований по эксплуатации объектов животноводства, либерализацией экологического законодательства. Также он отметил, что государство будет поддерживать индивидуальных производителей, способствуя созданию ферм семейного типа, развития инфраструктуры заготовительных, сбытовых и обслуживающих кооперативов.
Первоочередные законодательные инициативы будут касаться таких аспектов, как использование недр, государственная поддержка отрасли, производство органической продукции и отмены экспортной пошлины.
Михаил Соколов, партнер компании Kesarev Consulting, обратил внимание на те проблемы и вызовы, которые ставит перед игроками молочного рынка международное законодательство. Основными причинами этого является то, что текущая законодательная база в Украине не соответствует европейским нормам.

Ценный зарубежный опыт
Опытом ведения молочного бизнеса поделился консультант по кормлению из Латвии Андрис Пликса. Он отметил, что сейчас одной из самых болезненных проблем является нехватка высококвалифицированных кадров для молочных ферм, в том числе и менеджеров. Что касается основных тенденций в кормлении, то сейчас латвийские фермеры «возвращаются» к рубцовому пищеварению, работают над увеличением доли грубых кормов в рационе до 70-75%, чтобы удешевить кормление и снизить себестоимость производства молока. Вместе с тем эффективность кормления имеет тенденцию улучшаться: если сегодня из 1 кг сухого вещества корма в Латвии получают в среднем 1,4-1,5 кг молока, то цель – 1,8 кг. Также на первый план выходит проблема охраны окружающей среды и уменьшения выбросов метана при производстве животноводческой продукции.

Для перерабатывающих предприятий
Встречи представителей перерабатывающих предприятий в рамках молочных конгрессов уже стали традиционными. Работу семинара открыл Вадим Чагаровский, председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины. Он акцентировал внимание аудитории на растущем спросе по молоку на мировом рынке. По его мнению, существует большая зависимость украинского молочного экспорта от российского рынка. В случае перекрытия границ возможно обрушение рынка, ведь так срочно никто не перестроится на производство других продуктов. Поэтому надо производить те продукты, которые пользуются спросом на мировых рынках, и твердые сыры не входят в этот список. Как отметил эксперт, сейчас на мировых рынках существует дефицит концентрата молочного белка, именно его следует производить и экспортировать.
Директор департамента продовольствия Министерства аграрной политики и продовольствия Александр Куц привлек внимание к достаточно острой конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках. По его данным, почти 20% молока экспортируется, однако рынки сбыта являются традиционными и необходимость их диверсификации. Важную роль играет внедрение систем контроля за безопасностью пищевых продуктов. Так, уже более 100 молокоперерабатывающих предприятий внедрили систему НАССР.

Сотрудничество игроков рынка
О роли и достижения консультационного центра АВМ рассказал Андрей Дикун, президент ассоциации. Если еще в первом молочном конгрессе мало кто верил, что можно доить 8 т молока на корову, то сейчас уже ставят цель – 10-12 т. Это не просто цифры, а реальная работа и достижения консультантов и хозяйств АВМ. Впрочем, лишь в сотрудничестве переработчиков и производителей можно более быстрыми темпами нарастить производство молока в Украине.
Продолжил тему сотрудничества игроков рынка Денис Марчук, вице-президент Ассоциации производителей молока. Так, в апреле 2013 г. была создана рабочая группа по определению механизмов регуляторной политики на рынке молока Украины. Во время ее заседаний обсуждались вопросы противодействия экспансии белорусских молочных продуктов, ценообразование на рынке, необходимость продолжения использования ФСН (фиксированный сельськохозяйственный налог).
Виктор Прокопенко, председатель правления «Первомайского молочно-консервного комбината», рассказал о демпинге со стороны белорусской молочной продукции. Особое внимание в своем выступлении он посвятил рынку сгущенного молока и рассказал основные механизмы стимулирования производства именно этого продукта в Беларуси и финансирования экспорта. Данные схемы ставят Украину и Беларусь в неравные условия на рынке.
В своем выступлении Андрей Заблоцкий, старший юрист АО «Волков и Партнеры», рассказал о мерах торговой защиты национального товаропроизводителя. Ренато Ружчик, генеральный директор ДП «Лакталис Украина», обратил внимание на то, о чем все знают, но никто не хочет говорить: соотношение закупочных цен на молоко и цен на конечную продукцию, учитывая покупательную способность.
В завершение выступил Михаил Павличенко, координатор молочного направления Международной финансовой корпорации. Он рассказал о различных подходах к развитию сырьевой базы перерабатывающих предприятий. Были продемонстрированы практически бесплатные методы увеличения производства молока, а также те, что требуют значительных инвестиций. Во время перерывов между сессионными заседаниями участники конгресса имели возможность попробовать качественные молочные продукты различных компаний-производителей, посетить специализированную выставку по молочному скотоводству и пообщаться с ведущими специалистами отрасли.

Всё – для дальнейшего развития!
В последний день работы VII Всеукраинского молочного конгресса состоялись технические визиты в хозяйства ООО «Агрофирма «Киевская» (с.Маковище, Киевская обл.) и ООО «Агрофирма «Колос» (с.Пустоваровка, Киевская обл.). Оба хозяйства – члены АВМ, имеют различные типы содержания. Цель такого выбора – показать посетителям, что правильный подход к делу обеспечивает прибыльность производства независимо от избранной системы.
Надеемся, что усилия организаторов и актуальные темы докладов и обсуждений принесут плоды и поспособствуют развитию молочной отрасли страны. Мы будем наблюдать за новыми тенденциями и попытаемся дать их оценку на конгрессе в следующем году.
Организаторы выражают благодарность молокоперерабатывающим заводам, поддержавшим молочный конгресс и которые предоставили продукцию для дегустации: ГК «Укрпродукт», ДП «Милкиленд-Украина», ООО «Люстдорф», ПАО «Первомайский МКК», КП «Харьковская городская молочная кухня», ДП «Лакталис Украина», ПАО «Племзавод «Степной».

Полную версию читайте в журнале «Молочная индустрия №2 2014»