По итогам конференции «WurstTech. Мясопереработка»

В свете событий, произошедших в Украине за последний год, большинство сегментов экономики страны претерпели существенные, а в некоторых случаях кардинальные, изменения. Не стала исключением и мясоперерабатывающая промышленность, для которой сегодня остро встала проблема не только производства высококачественной продукции, но и ее сбыта. Проанализировать оба эти вопроса попытались участники конференции «WurstTech. Мясопереработка», прошедшей 12-13 марта в Киеве. Тонкостями подготовки и проведения данного мероприятия с нами поделился генеральный директор компании-организатора FPR-Events Станислав Черненко.

В целом «WurstTech. Мясопереработка» позиционируется как конференция для участников украинского рынка мясопереработки. Однако в центре ее внимания оказались самые актуальные проблемы и «горячие» вопросы не столько производства, а в большей степени сбыта таких товарных категорий как колбасные изделия и полуфабрикаты, а именно: рынок мяса в Украине (оценка внутреннего производства и импорта, тенденции, цены); евростандартизация, реформы Минагропрома, новое в нормативной документации; рынок колбасных изделий и полуфабрикатов (анализ производства 2014 г. и ожидания 2015 г.); управление производственными и бизнес-процессами мясокомбината; маркетинг и сбыт – системный подход к организации сбыта, анализ каналов; эффективное производство (применение специй и добавок, оборудование и расходные материалы).

Хороший организатор хорош во всем
Неподдельный интерес вызывает организатор «WurstTech. Мясопереработка» – компания FPR-Events. Основанная в 2011 г. она до нынешнего года специализировалась на проведении В2В-мероприятий в строительном и химическом секторах. Предвкушая сам собой напрашивающийся вопрос: «А как же произошла такая резкая смена курса от строительной к пищевой отрасли?!», Станислав Черненко отвечает: «Ни для кого не секрет, что в строительной сфере Украины сейчас дела идут плохо, и в ближайшее время проблесков не будет. Поэтому, анализируя пути диверсификации деятельности и развития компании, мы решили обратить внимание на пищевую индустрию, а именно на мясопереработку».
После глубокого изучения рынка колбасных изделий, его специфики и переговоров с производителями было принято решение об организации конференции именно в этом сегменте. «Кушать люди перестанут, наверное, в последнюю очередь, даже при экономическом кризисе, – улыбается Станислав. – Кроме того, в стране все дорожает, а колбасные изделия все же остаются доступными для большей массы населения, по крайней мере, пока».

Колбасный рынок «худеет»
Однако в аналитической компании AR-group, кажется, с таким утверждением могут поспорить. Ведь в ходе конференции «WurstTech. Мясопереработка» были озвучены данные, свидетельствующие о снижение объема рынка колбасных изделий на 6,3% – с 277, 4 тыс. т в 2013 г. до 259,9 тыс. т в 2014 г. Большая часть украинской продукции в прошлом году «поехала» в Россию (27,4%) и Молдову (9,9%). В тройке крупнейших экспортеров – предприятия «Тавр-Плюс», «Украинский бекон» и «МФ «Фаворит Плюс». Импортировано колбасных изделий в Украину в 2014 г. на 53 тыс. грн (+7,9% против 2013 г.). Завозилась они преимущественно из Европы, а именно из Испании, Словакии, Италии, Германии, Франции и др. Согласно прогнозам, в текущем году рынок просядет еще на 8-10%, до уровня 235-240 тыс. т, а цены на эту категорию товаров вырастут на 50%. При этом импорт сократится на 40%. Тем не менее, колбасы остаются вторым по значимости сектором в мясной отрасли Украины после производства непосредственно мяса. По данным Департамента продовольствия Министерство аграрной политики и продовольствия Украины, в прошедшем году увеличилось производство свинины свежей (парной) или охлажденной на 8,1%, замороженной – на 35%, мяса птицы свежего (парного) или охлажденного – на 2%, мороженого – на 16,1%. Вместе с этим в 2014 г. вырос экспорт мясной продукции на 19%, тогда как импорт мясных продуктов по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 37%.

И качеством, и количеством
Ряд других важных тем озвучили специалисты Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины, проекта EasyBusiness, Союза птицеводов Украины, Ассоциациа Свиноводов Украины, Кодекса Алиментариус, компаний TMS (представителя ГК TÜV SÜD в Украине), IT-Enterprise, «Асстра», Украинского Клуба Аграрного Бизнеса, «Простобанк Консалтинг», Consulting Group и др.
Сами участники, отмечают в FPR-Events, очень высоко оценили программу мероприятия и список респондентов, назвав их интересными и, что самое важное, полезными. «Традиционно у нас первое мероприятие с трудом собирает более сотни участников. Хоть страна наша и большая (более 40 млн населения), но в деньгах и количестве игроков все рынки не такие уж и огромные, – анализирует Станислав Черненко. – Поэтому собрать на таком отраслевом мероприятии более 120 участников – хороший результат для нас. Кроме того, стоит отметить, что на конференцию прибыли и крупные, и средние, и мелкие производители. Это своего рода срез рынка». Среди участников – «Мироновский хлебопродукт», Салтовский МК, «Алан», МК «Забияка», консервная фабрика «Здорово», Малинский МК, МК «Риал», «Твин», «Лубнымясо» и другие.

Доход не живет без хлопот
В рамках конференции состоялись два круглых стола. На одном из них участники дискутировали на тему ценовой конъюнктуры мяса и о процессах импорта-экспорта мяса в Украине.
Однако наибольший интерес среди участников вызвал круглый стол, посвященный проблемам сбыта. Здесь обсуждались вопросы управления ассортиментом, стратегия отношений с торговыми сетями в 2015 г., конкуренция с собственными торговыми марками, сбытовая политика, маркетинговые и рекламные подходы, анализировались покупательские предпочтения. Важно то, что заинтересованность в решении насущных проблем, связанных с продажей продукции, проявили не только представители производителей, которые поделились своим опытом построения сбытовой сети, конкуренции, но и представители торговых сетей.

Рационально-эффективная стратегия
Стоит отметить, что данная тематика – редкая гостья на мероприятиях, касающихся мясопереработки. Рассказывая о подготовке программы для «WurstTech. Мясопереработка», генеральный директор FPR-Events объясняет: «Программу конференции мы сформировали, исходя из потребностей клиентов. Схема такова: мы выезжаем к клиентам, беседуем с ними, обобщаем проблемы, которые они озвучивают, наиболее часто называемые включаем в содержание мероприятия. Иногда случалось говорить не с технологом, а с руководителем маркетингового отдела, отдела продаж или же с самим директором предприятия. Последние говорили о том, что для них не является большой проблемой произвести продукт заданного качества (хотя есть определенное непонимание того, куда движется наша законодательная база), сложнее – сбыт продукции. Они озвучили спектр своих проблем в этом направлении, и мы попытались по каждому из вопросов привлечь выступающих».
Учитывая количество участников (а их, напомним, было более 120), можно сделать вывод, что выбранная компанией стратегия организации конференции, всецело себя оправдала. В связи с этим на ум приходят два слова – «рационально» и «эффективно».

«Конференции быть!»
Говоря о перспективах «WurstTech. Мясопереработка», организаторы с уверенностью отвечают: «Конференции быть!». В 2016 г. планируется сохранить формат мероприятия и целевую аудиторию. В чуть меньшей мере, чем в нынешнем году, мероприятие будет посвящено технологическим вопросам, но все же они также будут затронуты.
Что касается ключевых вопросов, которые будут вынесены на обсуждение, пока говорить еще рано. Ведь рассматриваемый рынок меняется в Украине практически каждый день, да и экономическая ситуация в стране в целом, и утверждать, что будет актуально через год, не представляется возможным. Предварительную программу следующей конференции «WurstTech. Мясопереработка» анонсируют примерно через полгода, после тщательного анализа проблем, волнующих операторов мясоперерабатывающей отрасли.

Лилия Кравченко

Полную версию читайте в журнале «Мир Продуктов 3 (112) 2015»