Производство » Хлебопекарная промышленность » Оборудование

Выход есть!

17.05.2015

Виталий Галич, начальник коммерческого департамента ГП «Зерновая столица»

Реконструкция перевалочных терминалов и сопутствующих предприятий – ключевое решение при дефиците элеваторов в Украине и внутренней конкуренции в сложных экономических реалиях. Высокопроизводительное транспортное оборудование производства группы предприятий «Зерновая Столица» легко конкурирует с импортными аналогами, помимо технических преимуществ дополнительными плюсами являются удобство работы, скорость доставки, а также сервисное обслуживание.

С какими трудностями столкнется инвестор, желающий построить элеваторные мощности в украинских портах?
Виталий Галич: Строительство зернового терминала достаточно недешевое удовольствие. Плюс любой инвестор, наверняка, столкнется с «бюрократией» и другими нюансами, связанными с большим бизнесом. Кроме того, в Украине существует реальная проблема нехватки зерновых вагонов. Все это на себе уже ощутили и зерновые припортовые терминалы, и зернотрейдеры.
По ориентировочным расчетам, одновременно в имеющихся вагонах-зерновозах может находиться около 800 тыс. т зерна. И этого не достаточно. Каждый крупный зернотрейдер контрактует судно под загрузку, исходя из временных рамок и наиболее выгодной стоимости зерна на момент его закупки. Так вот: именно нехватка вагонов-зерновозов и приводит к тому, что, даже закупив достаточное количество зерна на заготовительных элеваторах Украины, трейдер не может в краткий срок доставить все его количество на портовый терминал для формирования отгрузочной партии. И, естественно, вместо погрузки большего количества судов-зерновозов в самый выгодный период времени грузится минимальное их количество. Что ведет к недополученной прибыли. А это тоже убытки…

По оценке экспертов, общая перевалочная мощность зерновых терминалов Украины составляет 55,3 млн т в год, а емкости единовременного хранения – около 3 млн т. Насколько в украинских портах могут быть реально увеличены мощности зерновых терминалов?
В.Г.: Судя по темпам роста валового сбора зерна в Украине, в ближайшие годы урожай может достичь 80 млн т в год, а экспорт – до 60 млн т. Что касается перевалочных мощностей, то они, на мой взгляд, вырастут до 65-70  млн т. Для полного насыщения перевалочными терминалами понадобится 2-3 года. Уже сегодня существующие зерновые терминалы занимаются переоборудованием мощностей элеватора для увеличения производительности приемки, транспортировки и погрузки зерна в судно.
Мы уже можем наблюдать конкуренцию между терминалами. В лучших позициях те, кто может за более короткое время принять большее количество зерна с железнодорожного и автотранспорта и, соответственно, загрузить большее количество судов. В 2015‑2016 гг. на полную мощность заработают строящиеся сейчас зерновые терминалы в Одессе, Ильичевске, Николаеве, Южном.

Можно ли говорить, что отечественное элеваторное оборудование в этом году в более выигрышном положении в связи с ростом доллара? Или здесь большой процент импортных составляющих?
В.Г.: Безусловно, учитывая сегодняшние экономические и политические реалии, мы испытываем больший объем заинтересованности обращений по нашему оборудованию. Это закономерно.
На пользу украинскому производителю сыграли и ограничения на покупку валюты для расчетов с импортными производителями, и ввод обязательной 5% пошлины на весь импорт, и обесценивание национальной валюты – рост курса доллар/евро. Но нельзя не учитывать тот факт, что за последние годы национальный производитель комплектующих, к сожалению, так и не смог достичь того уровня качества, надежности и энергоэффективности комплектующих элементов для производителей элеваторного оборудования.
Речь идет, в первую очередь, об оцинкованном металле, мотор-редукторах, вентиляторах, подшипниковых узлах, ленте, цепи, различных датчиках. Поэтому большую часть этих элементов нам приходится завозить из-за рубежа, чтобы обеспечить необходимое качество готового изделия. В результате это увеличивает стоимость единицы оборудования. Однако даже несмотря на удорожание основных комплектующих, украинский продукт остается дешевле для покупателя по сравнению с импортным, при равных характеристиках надежности, энергоэффективности и экологической безопасности. Высокопроизводительное оборудование, выпускаемое ООО «Завод Элеваторного Оборудования» легко конкурирует с импортными аналогами, помимо технических характеристик дополнительными плюсами являются удобство работы, скорость доставки, а также сервисное обслуживание. Поэтому очевидным является потребность в транспортных механизмах, производительностью 1000-1500 т/ч украинского завода-изготовителя.
ООО «Завод Элеваторного Оборудования» на данный момент выполняет ряд контрактов по выпуску транспортного оборудования производительностью 1000-1500 т/ч для портовых терминалов. Производственная линейка завода включает скребковые конвейера и нории производительностью до 500 т/ч, а также ленточные конвейера закрытого и открытого типа производительностью до 1500 т/ч.

Будут ли строиться в этом году элеваторы и портовые терминалы?
В.Г.: Думаю, что динамика строительства заготовительных элеваторов в 2015 г. существенно снизится по объективным политическим и экономическим причинам (обесценивание гривны, недостаточный рост экспортной цены на зерно, существенное подорожание ГСМ, семян, удобрений). Задача малых и средних агрофирм – «выжить» в этом году.
А вот ситуация с портовыми зерновыми терминалами в корне отличается. Имея дефицит портовых отгрузочных мощностей и высокую внутреннюю конкуренцию, сейчас, как никогда, лучшее время для наращивания мощностей. На Крым рассчитывать не приходится (10-15% от перевалки за прошлые периоды). Имея валютную выручку от экспортных операций, владельцы зерновых перевалочных терминалов активно проводят реконструкцию своих предприятий: увеличивают производительность транспортных механизмов, узлов приема с авто и ж/д транспорта, емкостей для единовременного хранения и формирования судовых партий, дноуглубительные работы.
Таким образом, усилия по строительству зернохранилищ в 2015‑м перераспределятся. Но, я уверен, что через год-два ситуация стабилизируется и мы дальше будем успешно восполнять дефицит элеваторов в Украине.

Беседу вела Татьяна Мордвинова

Полную версию читайте в журнале «Мир Продуктов 3 (112) 2015»