Производство » Плодоовощная промышленность » Предприятие

Опыт производителя вкусов. ООО «Тотал»

02.06.2011

ООО «Тотал» – один из лидеров производства плодово-ягодных и вкусовых наполнителей Украины. Основанная в 2000-м в Днепропетровске, компания поставляет свою продукцию не только по всей Украине, но и в Россию, Беларусь, Молдову, Казахстан. За последний год предприятие, ориентированное уже на В2В сегмент, значительно расширило ассортимент продукции и вышло на конечного потребителя. Сегодня компания считается экспертом в создании вкусов, наполняющих кисломолочную продукцию и мороженое. Последними тенденциями данной отрасли и целями предприятия поделилась Татьяна Еременко, консультант по маркетингу ООО «Тотал».

– Не так давно мы с Вашей компанией подводили на страницах нашего журнала итоги 2008 года. Многое ли изменилось с того времени?
– Безусловно. Присутствует даже ощущение, что сегодня «Тотал» представляет собой несколько другое предприятие. Конечно, я имею в виду путь развития, который мы прошли за эти два года. Изменения коснулись части производственных вопросов, уровня сертификации предприятия и даже системы организации продаж. Отдельно отмечу значительное расширение ассортиментного ряда продукции. Говорят, что сложная экономическая ситуация это жесткий стимул, подстегивающий производителей к поиску нестандартных решений: все стремятся обеспечить если не рост, то, по крайней мере, стабилизацию объемов производства. Наша компания не исключение: многие новшества продиктованы текущей ситуацией на рынке пищевых продуктов, но при этом они оказались очень интересными для нас. Например, «Тотал» впервые вышел со своей продукцией к конечному потребителю и значительно увеличил ассортимент и продажи продукции формата HoReCa.

– Какие тенденции рынка молочной продукции Вы можете отметить с позиции производителя наполнителей?
– Сейчас мы работаем на зрелом отечественном рынке по переработке молока. И хотя общая динамика отрасли демонстрирует снижение объемов продаж, обусловленное экономической ситуацией в стране, мы производим сырье для относительно дорогих продуктов данного сегмента: творожные десерты, йогурты с фруктовыми добавками. В условиях снижения возможностей населения эти продукты относятся к имиджевым в портфеле производителя. Такие позиции интересны не объемом потребления, а своей добавочной стоимостью. Важно также, что их ассортимент и наличие на полке супермаркета остаются важным аспектом при формировании бренда. Главной тенденцией молочной индустрии остаются стремление покупателя получить максимально полезный продукт. Если раньше находилось место экспериментам с экзотическими вкусами и нестандартными миксами, то сейчас производители молочных продуктов делают основной упор на натуральный состав, предъявляя высокие требования к его фруктовой составляющей.
Большое внимание уделяется креативному и информативному наполнению этикетки. Соответственно, компания «Тотал», как производитель наполнителей, работает над совершенствованием рецептур и помогает своим партнерам в позиционировании йогуртов и творожных десертов – как продуктов с повышенной пищевой ценностью.

– Что нового компания предложила в 2010 г. для кисломолочных продуктов?
– Сейчас производители данного сегмента вводят новинки «наверняка»: например, многие воспользовались популярностью соко­содержащих напитков на основе сыворотки или йогуртов и вышли с подобным предложением к потребителю. Внедрение более смелых инноваций пока приостановлено.
К примеру, в 2010 г. наша компания активно предлагала молочным предприятиям вывести на рынок принципиально новый для Украины продукт «Смуси» (напиток, содержащий кисломолочную основу и повышенную, в сравнении с обычным йогуртом, плодово-ягодную часть). Данное предложение предполагало воплощение концепции здорового питания, являясь максимально полезным продуктом, произведенным промышленным способом. Наполнитель в составе «Смуси» не содержит ни одного компонента, маркированного по системе «Е». То есть, в точке продажи покупатель будет приятно удивлен абсолютно натуральным составом товара. Наше предложение было встречено производителями с большим энтузиазмом, но в принятии окончательного решения учитывалась новизна продукта для потребителя, требующая соответствующих затрат на внедрение. Поэтому на данный момент наполнитель для «Смуси» остается проектом на перспективу.
Из новых вкусов также отмечу необычную разработку для питьевого йогурта «Страчителла» – наполнитель с кусочками шоколадной крошки. Его уникальность – в сохранении характерной хрустящей структуры и высоких вкусовых качествах натурального шоколада.
В последнее время, по заказам молокоперерабатывающих компаний, наши технологи создают в основном традиционные природные вкусы с максимально натуральным составом.

– Сходны ли эти тенденции с ситуацией на рынке мороженого?
– Не могу так сказать. Рынок мороженого, традиционно, трудно прогнозируем. После уменьшения объемов продаж в 2009 г. производители ожидали дальнейшего падения отрасли. Но 2010 год показал даже динамику роста, в первую очередь – за счет аномально жаркого лета. Известно, что в прошлом году главные операторы рынка отмечали повышение лояльности потребителей к продукции низкого ценового сегмента и классическим видам мороженого. Спрос на премиальные позиции, произведенные с использованием наполнителей различного типа внесения, обеспечивался в основном высоким качеством ингредиентов. Это продиктовано повышением требований к продуктам премиум-класса со стороны потребителя.
В 2010 г. мы также отметили рост интереса к экзотическим, популярным в Европе вкусам мороженого, и эта тенденция перешла в текущий сезон. При подготовке к лету-2011 производители заказывают нашим технологам наполнители со вкусом манго, маракуйи, мохито, мяты. Традиционно популярны для мороженого изюм, карамель и шоколад (рис. 1).
Еще одна тенденция рынка стимулировала «Тотал» к выходу на новый сегмент продаж: я имею в виду рост потребления мороженого классических рецептур в большой упаковке для всей семьи и, соответственно, наше предложение для розничных покупателей. В прошлом году мы впервые разработали и запустили в производство линейку топпингов (десертных соусов), варенья и джемов ТМ «Еммі» для продажи в торговых сетях. Выводя эту продукцию на рынок, мы учитывали возросшую популярность семейного мороженого и зарождение культуры использования сладких соусов в качестве дополнения к домашним десертам.

– В таком случае, какие приоритетные направления развития Вы определили для компании?
– Успехи нашего продукта в новом сегменте продаж, безусловно, радуют. Но сейчас основным направлением деятельности «Тотал» остается производство сырья для предприятий молочной отрасли, мороженого и кондитерских изделий  (рис. 2). В первом полугодии 2011 г. мы поставили перед собой амбициозный, но согласованный с нашими реальными возможностями план по расширению сотрудничества с компанией Danone.
Говоря больше о внутреннем рынке, нами ожидается увеличение продаж для HoReCa и торговых сетей. Здесь запланирован рост на 74%, учитывая тот факт, что 2010 год был стартовым в развитии этого сегмента. Объем наполнителей для молочных продуктов и мороженого на украинский рынок мы планируем сохранить на уровне прошлого года. Здесь давно установилось лидерство трех предприятий, включая ООО «Тотал», поэтому основной акцент мы сейчас делаем на территорию России. К активной разработке данного направления мы приступили еще в 2008-ом. С того времени география отгрузок значительно расширилась и охватывает Центральный, Красноярский, Уральский, Северокавказский и Южный округи. Интерес к нашим наполнителям и продукции HoReCa недавно проявили дистрибьюторы из Сибирского федерального округа. К слову, с февраля этого года продукция ТМ «Еммі» для сегмента HoReCа стандартизирована и сертифицирована Российскими органами РСТ и СЭС. Таким образом, сегодня продажи в Россию, учитывая фактор сезонности, составляют 2-8% от общего объема компании «Тотал». В 2011 г. мы планируем рост этого показателя до 12%.

– В чем заключается специфика работы на российском рынке? Какую стратегию выбрала компания для расширения и закрепления своего присутствия в РФ?
– Что касается качества и ассортимента наполнителей, то наше предложение для отечественного рынка одинаково востребовано и российскими потребителями. Классические вкусы клубники, вишни, малины, лесной ягоды популярны на территории обоих государств. Цены на плодово-ягодную продукцию, произведенную в Украине, достаточно интересны нашим северным соседям, т.к. основное сырье (сахар и фрукты) у нас дешевле. Принципиально работа в России отличается только условиями сертификации и конкурентной средой. Заслужить лояльность российских производителей может и наш неординарный подход к продажам.
«Тотал» культивирует прямое общение с технологами предприятий, при этом весь наш профессионализм направлен на удовлетворение требований заказчика в вопросах вкуса, качества и стоимости наполнителя.

– Предпринимало ли ООО «Тотал» шаги по модернизации производства в текущих условиях рынка?
– Да, понимаю, какие именно условия имеются в виду. Но на этот вопрос могу ответить утвердительно. В период с 2008 г. мы запустили асептическую линию и освоили новые формы фасования наполнителей для промышленного применения, а именно: пластиковые и металлические контейнеры объемом от 300 до 1000 кг. Также был приобретен современный котел, рассчитанный на осуществление варок наполнителя небольшого объема (до 100 кг) и отработки экспериментальных позиций в промышленных условиях.
Относительно уровня сертификации производства, то кроме Системы управления качеством ISO 9001 мы получили в начале 2011 г. стандарт «Системы менеджмента в области безопасности продовольствия и пищевой продукции» ISO 22000:2005.

Беседу провел Геннадий Кокин

Полную версию читайте в журнале «Мир Продуктов 4 (73) 2011»