Производство » Мясная индустрия » Рынок

Самый востребованный продукт

11.12.2014

Спрос и потребление
В общей структуре потребления мясной продукции Украины 43% приходится на колбасные изделия, при этом на потребление мясных деликатесов приходится лишь 5-10%: например, по сравнению с российским рынком этот показатель ниже (в России потребление мясных деликатесов составляет 7-13%, что связано, в первую очередь, с более высоким уровнем жизни населения). Однако в последнее время в 2013-2014 гг. (І кв.) наблюдается небольшой рост доходов населения обоих стран, в связи с чем возрастает спрос и увеличивается потребление мясных деликатесов. Мясные изделия потребляются теперь не только в периоды сезонного спроса (новогодние и майские праздники, летние месяцы), но и на протяжении всего года. Спрос стабильно возрастает, хотя и небольшими темпами. Однако сохраняется устойчивая тенденция снижения спроса на мясные деликатесы во время христианских постов, в эти периоды он снижается на 15-20%.

Виды мясных деликатесов
Рыночный ассортимент мясных деликатесов достаточно широк. Он включает в себя такие мясные изделия как: балык, ветчина, бекон, карбонат, грудинка, буженина, рулет, окорок, корейка, шейка, бастурма и другие.
Кроме того, отечественные производители не стоят на месте и постоянно выпускают новые ассортиментные позиции с необычными вкусами, добавлением специй или начинок – антрекоты, говяжий язык в желе, эскалопы со специями и т.д.

Структура рынка
С целью определения «фаворитов» среди мясных изделий на отечественном и российском рынке был проведен опрос потребителей данной продукции посредством двух сформированных выборок по 250 человек. По результатам опроса выявлено, что наибольшей популярностью на украинском рынке мясных закусок пользуется ветчина, а второе и третье место занимают, соответственно, бекон и карбонат. Немалым спросом пользуются грудинка (9%) и окорок (7%). Минимальный процент покупателей пришелся на балык, корейку, буженину и другие мясные закуски.
По сравнению с украинской структурой потребления мясных изделий российская, например, имеет свои отличия. Для российских потребителей (как, впрочем, и для большинства украинских) самым востребованным мясным продуктом является ветчина (43%). Второе и третье место занимают, соответственно, карбонат (21%) и шейка (17%). Достаточно активно на российском рынке приобретаются грудинка (8%) и окорок (6%). Минимальный процент покупателей мясных деликатесов пришелся на балык, рулет, буженину и другие деликатесы. Однако можно отметить общую черту потребления – это востребованность на обоих рынках таких продуктов как ветчина, карбонат, грудинка, окорок и балык.

Факторы выбора и потребления
Украинские потребители при выборе продукции основываются на ключевых догмах (в порядке убывания значимости фактора для потребителя): вкусовые свойства и качество продукции, цена, страна-производитель, известность торговой марки, упаковка, хорошая реклама.
В связи с ростом доходов населения за последние годы (2013-2014 гг.), как отмечалось выше, основным к потреблению мясных деликатесов является стимул «побаловать себя» (52% опрошенных). Далее следуют такие поводы, как «для нашей семьи это привычная, ежедневная пища» (29%), «на праздники, семейные торжества» (13%) и «по случаю прихода гостей» (5%), и лишь 1% опрошенных «затрудняется ответить».

Основные производители
Крупные производители и предприятия, специализирующиеся на выпуске мясной продукции деликатесной группы в Украине – это 10 ключевых операторов выпускающих около 50% от общего объема мясных деликатесов:
• мясная фабрика «Фаворит» (ТМ «Добров», ТМ «Мясная лавка», ТМ «Колбасный ряд»);
• ООО «Глобинский мясокомбинат» (ТМ «Глобино»);
• «Кременчугмясо» (ТМ «Фарро»);
• «Ятрань» (ТМ «Ятрань»);
• холдинг «Гармаш»;
• Горловский мясокомбинат (ТМ «Щирий кум»);
• «Барком» (ТМ «Родинна ковбаска»);
• ТМ «ВК і К»;
• предприятие «Украинский Бекон»;
• мясокомбинат «Юбилейный».
В России основное производство деликатесных мясных изделий осуществляют ЗАО «Микояновский мясокомбинат»; ОАО «Сочинский мясокомбинат»; ООО «ТД Колбасный мир»; ООО «Продовольственная экспедиция»; ОАО «Торговая компания АПК»; ОАО «Фирменный торговый дом Царицыно»; ОАО «Мясокомбинат Краснодарский»; ОАО «Мясокомбинат Пензенский»; ОАО «Мясокомбинат Омский»; ОАО «Новосибирский МК». Кроме того, они же являются и главными экспортерами мясной продукции в РФ.

Производство, экспорт, импорт
В последнее время на рынке мясной продукции Украины отмечается рост недоверия покупателей к колбасным изделиям и в результате – повышается спрос на деликатесную мясную продукцию. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. спрос на мясные деликатесы вырос в среднем на 8-12,5% в зависимости от вида продукции.
В связи с ростом предложения мяса птицы и сокращением предложения говядины, на рынке деликатесных изделий Украины появляются новые ассортиментные позиции из мяса птицы – различные рулеты, окорочка, копченые крылышки. Следует также отметить основные тенденции данного сегмента:
• рост предложения цельномышечной мясной продукции в среднеценовом сегменте;
• снижение зависимости объемов продаж мясных закусок от праздничных дней;
• растущий спрос на деликатесы, которые вызывают ассоциацию с продукцией «домашнего производства» (варено-­запеченные изделия и копчено-вареные);
• высокий спрос на ветчину в оболочке и копчености из мяса птицы;
• повышение уровня конкуренции в среднеценовом и премиум-­сегменте.
Жесткая конкуренция в сегменте элитной мясной продукции и стабильный рост предложения стимулируют производителей искать новые идеи для расширения ассортимента уникальными позициями, чтобы выделиться среди остальных конкурентов на рынке.
Достаточно быстро сегодня развивается производство необычных видов мясной продукции из мяса птицы и свинины, при этом значительно сокращается доля продукции из конины и говядины. Новая линейка товаров – сыровяленые деликатесы, сохраняющие в своей основе свинину – «Хамон», «Ветчина Пармская» и др.

Импорт и экспорт
Что касается импорта мясных изделий, то его объемы за последний год (2013) постепенно снизились, в отличие от показателей экспорта, которые неуклонно растут. По сведениям, полученным от межведомственной рабочей группы при Минэкономразвития, показатели экспорта мясной продукции из Украины за 2013 г. выросли в среднем на 10% (18 тыс. т). А показатели импорта говорят о его сокращении на 7% (321 тыс. т). Данные положительные тенденции обусловлены в первую очередь ростом производства внутри страны и снижением уровня импортных поставок, в результате запрета на ввоз продукции из ряда стран, таких как Польша, Бразилия и др.

Резюме
При изучении рынка мясных деликатесов Украины и России была выявлена общая тенденция роста спроса на мясную продукцию, что, в первую очередь, связано с ростом уровня доходов населения. Уровень потребления мясной продукции за последний год (2013) вырос в среднем по Украине на 7,5%, в  России – на 10%. Самым популярным деликатесом в обеих странах была и остается ветчина. А также весьма востребованы карбонат, грудинка, окорок и балык.
При выборе мясных деликатесов потребители обращают особое внимание на качество продукта, его вкусовые свойства и цену. При этом большинство отечественных потребителей отдают явное предпочтение продукции местного производства по сравнению с импортной.
На отечественном рынке наблюдается все больший рост недоверия к колбасной продукции, в связи с чем связан прирост спроса на деликатесы – на 8-12,5%. Значительно снизилась зависимость спроса на мясные закуски от сезонных периодов – новогодних, пасхальных праздников и летнего сезона.
Растущий уровень конкуренции вынуждает производителей мясной продукции искать новые решения для углубления товарных позиций, поэтому все чаще стали появляются оригинальные деликатесы с добавками различных специй и начинок. Кроме того, производители прогнозируют расширение ассортимента мясных изделий из индейки и конины.

Обзор подготовлен сотрудниками брендингового агентства KOLORO

Полную версию читайте в журнале «Мир Продуктов 9 (108) 2014»

Стоимость адвоката по уголовным делам
Стоимость услуг
verum.kharkov.ua