Производство » Мясная индустрия » Рынок

Обзор украинского сектора колбасных изделий

20.03.2015

Прошедший год оказался непростым для участников рынка мясопродуктов, в частности, производителей колбасных изделий, удельный вес которых в общей структуре производства мясопродуктов составляет порядка 60%. Помимо традиционных факторов, давление на отрасль оказала еще и «большая политика»: ситуация в восточных регионах Украины привела к вынужденному простою 10-15% производственных мощностей.

Объемы производства колбасных изделий по итогам десяти месяцев 2014 г. сократились на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. и составили в натуральном выражении 215,9 тыс. т. Обусловлено такое падение снижением внутреннего спроса и военными действиями в Луганской и Донецкой областях.
Такое падение является весьма закономерным ввиду снижения покупательной способности населения. Этим же можно объяснить и структуру потребления колбасной продукции, которая, кстати, мало изменилась в последние годы. Согласно исследованию аналитической компании AR-group, наиболее популярным видом колбасных изделий остается продукция сегмента «вареные, сосиски, сардельки» – 65,1% от общего объема рынка. Весомые доли на рынке также принадлежат колбасным изделиям «полукопченым» (17,1%) и «варено-копченым, полусухим, сыровяленым, сырокопченым, включая «салями» (9,1%). Колбасы сегмента «премиум», естественно, особой популярностью не пользуются. Более того, на фоне низкой покупательной способности эксперты отмечают рост замещения колбас натуральным мясом.
Отметим, что цены на колбасные изделия у производителей в 2014 г. выросли с 33,96 грн/кг в январе до 38,86 грн/кг в октябре. Однако в рознице стоимость данной продукции достигает 80 грн/кг, к чему приводят накрутки оптовиков и магазинов.

На лидирующих позициях
«Поскольку количество производителей на рынке колбасных изделий и других мясопродуктов весьма значительно, то отрасль в целом можно охарактеризовать как высококонкурентную, – подчеркивает директор управления маркетинга МФ «Фаворит Плюс» Михаил Фоломин. – Это приводит участников рынка к необходимости активно отслеживать изменения потребительских предпочтений и стимулирует процессы укрупнения игроков».
Сегодня на рынке мясной продукции Украины работает два десятка крупных производителей, среди которых лидирующие позиции, по данным AR-group, принадлежат: ООО «МФ «Фаворит Плюс» (12,4%), ООО «Глобинский МК» (10,7%) и ОДО «МК «Ятрань» (6,8%). Следом за ними идут ЧАО «Украинский Бекон» и ЧАО «Кременчугмясо», занимающие 6,1% и 4,7%, соответственно. Суммарная доля прочих производителей составляет 59,3%.
Высокий уровень вертикальной интеграции бизнеса крупнейших игроков рынка колбасных изделий является одним из основных их преимуществ в условиях кризиса. Еще более существенна выгода тех, кто развил собственную розничную торговлю, что подтверждает успешная работа «МФ «Фаворит Плюс» (входит в состав корпорации «АТБ»), доля которого в производстве в январе-октябре 2014 г. выросла с 11,8% до 12,4%.
Залогом стабильности колбасного бизнеса также является контрактное производство продукции СТМ для национальных или региональных ритейлеров. Так, выпуск Глобинским мясокомбинатом продукции ТМ «Премія» (СТМ Fozzy Group), очевидно, стал одним из ключевых факторов, позволившим предприятию в условиях сужения рынка увеличить свою долю в производстве до 10,7% за десять месяцев 2014 г. (против 8,9% в аналогичном периоде 2013 г.).

Заинтересованы в наращивании!
В Украине экспорт колбасных изделий сегодня слабо развит: по итогам десяти месяцев 2014 г. его доля в общем объеме производства, констатируют в AR-group, составила всего лишь 0,9%. Основными экспортными рынками по-прежнему остаются Российская Федерация (32,2% в натуральном выражении) и Молдова (12,7%). Весьма незначительные партии колбасы были реализованы в Грузию (0,3%), Панаму (0,1%) и Армению (0,1%).
В октябре прошлого года было зафиксировано 4-кратное (по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.) увеличение объемов экспорта. Объясняется такой рост введением таможенного оформления товаров, которые поставляются в АР Крым, оккупированный РФ. В результате этого нововведения экспорт колбасных изделий в Украине за январь-октябрь 2014 г. увеличился на 70,2% – с 1,11 тыс. т до 1,89 тыс. т.
При этом отечественные производители, отмечают в ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», заинтересованы в дальнейшем наращивании экспорта колбасных изделий.

«Иностранка» теряет позиции?
Импортная составляющая в структуре украинского рынка колбасных изделий в январе-октябре 2014 г. достигла лишь 0,3%. Более того, наблюдалось сокращение объемов импорта данного вида продукции в Украину, обусловленное как снижением покупательной способности населения, так и девальвацией гривны.
Так, за 10 месяцев 2014 г. импорт колбасных изделий сократился на 30,1% в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. (603 т против 863,1 т). В основном ввозятся колбасы к нам из стран Европейского Союза – Словакии (26,2% от общего объема импорта), Италии (25,9%), Испании (24,6%), Германии (11,7%).
Таким образом, украинский рынок колбас, как и раньше, формируется за счет продукции отечественного производства.



Ты выбираешь, он выбирает…
Согласно исследованию брендингового агентства KOLORO, при выборе, например, вареной колбасы украинцы ориентируются, прежде всего, на прошлый опыт и покупают продукт по вкусу и качеству (этот фактор приоритетен для 34% опрошенных потребителей). На втором месте – цена (31%). Наиболее ходовой продукцией являются колбасные изделия в ценовом сегменте 50-55 грн/кг. Третий по важности критерий – торговая марка производителя: на нее обращают внимание 22% покупателей.
Покупают колбасу украинцы преимущественно в супермаркетах, реже – на рынках. Объясняется такой выбор, скорее всего, беспокойством о правильном хранении продукта: ни для кого не секрет, что не все рынки имеют соответствующее холодильное оборудование.
Главными покупателями мясных лавок и колбасных отделов являются женщины. Согласно подсчетам KOLORO, 60% всей колбасы приобретают замужние украинки в возрасте 25-60 лет, совершая покупку для всей семьи. Затем следует вторая потребительская группа – молодые люди от 18 до 25 лет, которые при выборе вареной колбасы чаще ориентируется на цену, чем на качество, и предпочитает продукцию среднеценового и «эконом» сегмента. Кроме того, при отсутствии собственного опыта молодые люди при покупке колбасы ориентируются на совет родителей, продавцов или знакомых.



В поиске оптимальных решений
По мнению директора управления маркетинга МФ «Фаворит Плюс» Михаила Фоломина, поведение лидеров будет задавать общий тренд всей отрасли. В настоящее время, отмечает эксперт, просматриваются два подхода. Одна группа производителей полагает, что цену можно поднять, компенсировав, таким образом, потери от сокращения продаж. Другая намерена уделять больше внимания изучению динамики покупательского спроса и искать оптимальные варианты решений. Каждый крупный производитель колбасных изделий, как правило, выпускает продукцию под несколькими торговыми марками, которые позиционируются в различных ценовых сегментах. Это позволяет максимально охватить потенциальную потребительскую аудиторию, гибко реагировать на смену вкусов и  предпочтений. Ритейлеры, в свою, очередь стремятся увеличить долю продукции СТМ. Потенциально они могут завоевать весомую долю рынка, поскольку в розничных сетях эффективнее позиционируют свою продукцию. Основные производители в данной ситуации делают ставку на лояльность потребителей к определенной торговой марке.
По оценкам аналитиков AR-group, в 2015 г. объемы производства отрасли могут сократиться до 260 тыс. т. По причине снижения доходов населения и сокращения количества потребителей за счет жителей оккупированных территорий.

Лилия Кравченко
Источник: аналитическое агентство AR-group

Полную версию читайте в журнале «Мир Продуктов 2 (111) 2015»

Купить электронную сигарету
Жидкости для всех типов электронных сигарет. Доставка по всей Украине
esmokers.com.ua
Салон красоты тату в Отрадном
Сеть студий красоты. Сеть салонов красоты. О фитнесе и красоте в Москве
salon-taty.ru