Производство » Молочная индустрия » Рынок

Рынок кисломолочной продукции

27.09.2011

Рынок кисломолочной продукции в 2011 г. продолжил основные тренды развития прошлого года.

Многие производители возвращаются к классическим технологиям изготовления кисломолочных продуктов, наращивая объемы производства био-продукции, а также оптимизируя качество и ассортимент упаковки для молочной продукции. По-прежнему существуют проблемы с молочным сырьем и его ценообразованием, наблюдается несовершенство политики дотаций и кредитования в молочном секторе, периодически происходят запретительные санкции России на ввоз украинской «молочки» и т.п.

В первом полугодии 2011 г. основная структура сегмента не изменилась. Наибольший удельный вес в общей структуре молочной продукции, произведенной в первом полугодии т.г., занимают молоко жидкое обработанное и кисломолочные продукты.
Долевое распределение производства основных групп молочных продуктов сохраняется на уровне предыдущих лет, однако в физическом выражении наблюдается сокращение производства отдельных видов продукции. Стабильный рост отмечается в производстве жидкого обработанного молока, сливок и йогурта, а также цельномолочной продукции для детского питания.

Объемы производства молока
Спрос на традиционные кисломолочные продукты не снижается, поэтому производители разрабатывают все новые рецепты. При этом рынок сохраняет традиционный портфель «кисломолочки», куда входят кефир, ряженка, простокваша, йогурт и сметана.
Темпы производства основной группы кисломолочных продуктов в I полугодии 2011 г. остались на уровне января-июня 2010 г. с заметным приростом выпуска йогуртных напитков с наполнителями (+9%) и кисломолочной продукции для детского питания, объемы которых возросли почти вдвое по отношению к I полугодию-2010.
В январе-июне 2011 г. украинскими предприятиями было произведено 241,2 тыс. т кисломолочных продуктов (тот же период в 2010 г. – 240,5 тыс. т). На долю кефира, ряженки, простокваши, сметаны и аналогичных продуктов пришлось 66,3% от суммарного производства кисломолочных продуктов (январь-июнь 2010 г. – 70,2%), на йогурт – 17,3% (в 2010 г. – 16,3%).

ТОП-5 лидеров молочного рынка
ТОП-5 лидеров в сегменте йогуртов в I полугодии 2011 г. (68% от суммарного объема) возглавляли те же игроки: ООО «Данон-Днипро», ЗАО «Галичина», ООО «Молочный дом», ОАО «Комбинат «Приднепровский» и ОАО «Вимм-Билль-Данн Украина».
В этом году ЗАО «Галичина» сохраняет лидирующие позиции (11% в общенациональном выпуске кисломолочных продуктов) благодаря своей стабильной деятельности и высоким производственным показателям (в прошлом году инвестиции в развитие этой компании составили 12 млн грн).
Амбициозные планы в наращивании выпуска кисломолочных продуктов сохраняют и другие лидеры ТОП-5, увеличивая не только объемы, но и расширяя ассортимент инновационными продуктами (например, овощ­ной бифидойогурт с сухариками «Активиа Обед», ООО «Данон-Днипро»).
На ближайшую перспективу в Украине сохранится тенденция к концентрации собственности и расширению сферы влияния крупных игроков.

Упаковка для молока
Стремясь занять свою нишу на рынке, отдельные предприятия руководствуются стремлением потребителей выбирать натуральные и питательные продукты в безопасной упаковке. Стеклянная тара, в которую разливают свое «премиум-молоко» ТМ «Злагода», ТМ Premialle, «Волошкове поле», пользуется все большим спросом. С недавних пор и продукция ТМ «Молочный буфет» (ЗАО «Троицкий молочный завод», Одесская обл.) разливается в стеклянную тару. Однако, несмотря на рост производства кисломолочной продукции в стекле, все же наибольший удельный вес в сегменте фасованной кисломолочной продукции (без сметаны) занимают пленка для упаковки молока (47%) и пластиковые бутылки (34%).

Экспорт, импорт молока
Внешняя торговля основными молочными продуктами в текущем году характеризуется преобладанием экспорта над импортом, хотя удельный вес экспорта «кисломолочки» в январе-мае 2011 г. составил всего 4,5% или 3,1 тыс. т от общего объема экспорта всех групп молочных продуктов за этот период (68,6 тыс. т).
Поставки украинских йогурта, ряженки, кефира и сметаны осуществлялись в Молдову и Казахстан (ТМ «Злагода», «Білосвіт», «Дольче», President и др.). В официальном импорте доля кисломолочных продуктов сохранила показатели 2010 г.: 25% в январе-мае 2011 г. (так, в Украину было ввезено 2,9 тыс. т йогурта).
Около 2/3 импорта «кисломолочки» поступает к нам из России от ГК «Данон», ОАО «Вимм-Билль-Данн» и ООО «Эрманн». Кроме того, на украинский рынок небольшими партиями поставляется продукция из стран ЕС и Беларуси (ТМ «Моя славита» и «Молочное кружево»).

Перспективы молочного рынка
Рынок сохранит сравнительно высокое потребление традиционных кисломолочных продуктов. Спрос на продукцию могут ограничить экономическая нестабильность, уровень покупательной способности, рост цен. Основной фактор, сдерживающий развитие производства молока и молочных продуктов, а также рынков сбыта продукции – низкое качество сырья как результат негативных тенденций в украинском животноводстве. Определенный интерес сохранится к функциональным и продуктам с высокой добавленной стоимостью, а также органическим и кисломолочным продуктам для детского питания. Но кисломолочная продукция-премиум будет еще долго оставаться недоступной массовому потребителю. Таким образом, у рынка имеется потенциал для дальнейшего развития: в Украине показатель потребления молочной продукции на душу населения еще очень далек от рекомендованной диетологами рациональный нормы.

Алла Федай

Полную версию читайте в журнале «Мир Продуктов 7 (76) 2011»