Производство » Кондитерская промышленность » Рынок

Тенденции украинского рынка шоколадных изделий

16.05.2015

В Украине в общей структуре рынка кондитерских изделий сегмент шоколада и изделий из него занимает вторую по емкости позицию. Доля его в последние годы, по данным аналитической компании Pro-Consulting, варьируется в пределах 20-40%, но всегда остается меньше мучного сегмента и больше сахарного.

В прошедшем году емкость украинского шоколадного рынка существенно «подтаяла». Согласно данным Госстата, производство шоколада и продуктов, содержащих какао, за десять месяцев 2014 г. сократилось на 29,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – до 185 тыс. т. Так, если 2013 г. ознаменовался для «шоколадников» снижением производства (на 2,7%), то 2014 г. вообще обернулся для них крупнейшим провалом.
Такая ситуация обусловлена несколькими факторами. Во-первых, снизилась покупательная способность населения – по состоянию на сентябрь 2014 г., согласно исследованиям аналитической компании AR-group, уровень реальной заработной платы упал на 19,2% (от уровня декабря 2013 г.). Притом цены на шоколадные кондитерские изделия поднялись в виду подорожания какао-бобов. Во-вторых, по официальным данным на этот же период безработных стало больше на 4,1%. В-третьих, инфляция выросла до уровня 16,2% (по отношению к декабрю 2013 г.). В придачу ко всему этому количество потенциальных потребителей сократилось вследствие аннексии Крымского полуострова и военных действий на востоке страны.

Весовые конфеты в фаворе
В структуре потребления, констатируют в исследовательской компании Leatherhead Food Research, по аналогии со схожими близлежащими рынками в Украине наиболее популярны весовые шоколадные конфеты. По разным оценкам их доля составляет от 30% до 35%. Лидером в производстве данной категории конфет является компания «АВК», покрывая порядка 30% этого сектора. Увеличение отрыва от конкурентов в сегменте высококачественных шоколадных сладостей – одна из стратегических целей предприятия. На ее достижение были направлены недавняя организационная перестройка, значительные инвестиции в модернизацию производственных мощностей и оптимизация ассортимента (запуск новинок и сокращение доли «вчерашних» продуктов). Однако вкусы движутся в сторону более дорогостоящих кондитерских изделий, отмечают в Leatherhead Food Research, и весьма вероятно, что в последующие несколько лет будет расти спрос на шоколадные плитки и батончики. В случае, если экономическая ситуация в стране будет улучшаться, то рост потребления ожидает и конфеты в коробках.

Насыщенный шоколадный рынок
Украинский шоколадный рынок, утверждают эксперты, насыщен, а данное производство – концентрировано. Так, в 2013 г., по данным New Gen Research, около 60% сладкого сегмента в натуральном выражении приходилось на трех украинских производителей. Бесспорным лидером оставалась корпорация ROSHEN с долей рынка 29%. Вслед за ней шли «АВК» (доля 18%) и компания «КОНТИ» (доля 16%).
Остальные производители значительно уступали лидерам: к примеру, на четвертой и пятой позициях находились «ЖЛ» и «Монделис Украина» (до 2014 г. «Крафт Фудз Украина»), занимавшие 6% и 5% рынка соответственно. Весьма серьезные позиции в сегменте шоколадных изделий также занимали корпорация «Бисквит-шоколад», ЗАО «Львовская кондитерская фирма «Світоч», которым владеет швейцарская Nestle, ОАО «Полтавакондитер» (владелец – американская Sigma), Днепропетровская фабрика «Малби» и др.
На фоне критической экономико-политической ситуации в Украине особо значимым представляется тот факт, что тройка отечественных шоколадников вошла в уважаемый рейтинг Global TOP-100, ежегодно формируемый крупнейшим международным отраслевым журналом Candy Industry Global. Так, в 2014 г. в нем на 20 месте расположился ROSHEN, на 38 – «КОНТИ» и на 57 – «АВК».

Основа экспорта – страны СНГ
В январе-ноябре 2014 г. Украина реализовала на внешние рынки 89,269 тыс. т шоколада на сумму $269,069 млн. При этом около 75% экспортных поставок как и раньше обеспечивалось девятью крупнейшими производителями, а именно компаниями «АВК», «Бисквит-шоколад», «ЖЛ», «КОНТИ», «Монделис Украина», «Полтавакондитер», ROSHEN, «Світ ласощів» и «Світоч» (перечень приведен в алфавитном порядке).
Основная масса потребителей украинской шоколадной кондитерки, бесспорно, – население стран бывшего СНГ, но, как показывает опыт, взаимоотношения экспортеров с принимающей стороной не всегда складываются гладко. Так, в январе-мае 2014 г. объемы поставок кондитерских изделий, в том числе шоколадных, из Украины в Россию сократились на 60% (до $87 млн относительно того же периода 2013 г.) по причине запретных мер на поставки ROSHEN, обеспечивающего практически половину экспорта в сладком сегменте. Однако даже после этого внешние продажи украинского шоколада на 50% осуществляются в Россию.
Говоря о новых рынках сбыта, ассоциация «Укркондпром» прогнозирует, что в ближайшие 5-7 лет экспорт кондитерских изделий в страны Европейского Союза увеличится в 8 раз – до $400 млн в денежном выражении.

Доля импортного сокращается
«Чистый» импорт практически полностью вытеснен укра­ин­скими мощностями таких международных компаний, как Nestle, Mondelēz International, а также продукцией оте­чественных гигантов (ROSHEN, «АВК», «КОНТИ» и др.). Так, за одиннадцать месяцев 2014 г. в Украину было импортировано 32,250 тыс. т шоколада и других готовых пищевых продуктов, содержащих какао, на сумму $136,053 млн.
Актуальным по-прежнему остается ввоз в Украину какао-бобов, составляющих 2/3 импортного сырья, и какао-порошка. Какао-бобов в январе-июле 2014 г. в страну было импортировано чуть больше 8,545 тыс. т на $29,047 млн.

Чем дороже какао-бобы, тем ценнее шоколад
Уже три года подряд стоимость какао-бобов на мировых рынках увеличивается, и 2015 г. вряд ли будет исключением, поскольку дефицит этого сырья сохранится, считают эксперты международного агротрейдера Olam International Ltd. Согласно прогнозам компании, в сельхозгоду, начавшемся 1 октября, спрос превысит поставки на 120 т.
Как отмечают эксперты, изначально рост мировых цен на какао-бобы спровоцировал стремительный рост потребления шоколада в таких развивающихся странах как Индия, Саудовская Аравия и Китай. По данным компании Euromonitor, десять лет назад – в 2004 г. – на развивающиеся страны приходилось 33% мирового рынка, в 2014 г. этот показатель достиг 45%.
В прошедшем году причиной увеличения цен на какао-бобы стала засушливая погода в западноафриканских странах – производителях какао-бобов (а они осуществляют 70% всех поставок на мировой рынок), которых к тому же настигла проблема старения деревьев какао на их плантациях. К тому же импортеры опасались, что эпидемия лихорадки Эбола, вспыхнувшая в феврале 2014 г. в Гвинее, перекинется в соседний Кот-д’Ивуар, а оттуда – в Гану, что помешало бы поставкам из Африки. Однако с пика, достигнутого 25 сентября на отметке в £2187 ($3408) за тонну, цены упали на 11% и по итогам торгов на лондонской бирже ICE 17 декабря фьючерсы на какао-бобы закрылись на отметке £1939.
Дефицит высококачественного сырья, в свою очередь, привел к росту цен на шоколадные изделия. Эта тенденция, прогнозируют аналитики, сохранится и в нынешнем году.

А что же будет дальше?
Что касается перспектив развития украинского рынка шоколадных изделий, то следует отметить, что сокращение импортных поставок (с 70,4 тыс. т в 2013-м до 32,250 тыс. т за одиннадцать месяцев 2014 г.) является положительным моментом для отечественных производителей.
Кроме того, потери экспортных каналов украинские кондитеры частично смогут компенсировать за счет поставок своей продукции в страны Европейского Союза. Так, согласно квотам, Украина имеет право продавать без пошлин в ЕС шоколад и кондитерские изделия с содержанием какао, а также кондитерские изделия с сахаром, но без какао, хлебобулочные изделия и другие кондитерские товары в количестве 2 тыс. т с последующим увеличением реализации до 3 тыс. т в течение 5 лет. Но действительно возможным это станет только после подтверждения контролирующими структурами ЕС, что наша продукция по качеству соответствует европейским нормам, и получения соответствующего разрешения.
При всем этом в дальнейшем Украина, даже в случае стабилизации экономико-политической ситуации, скорее всего, столкнется с общеевропейской тенденцией прироста на уровне 5-7% из-за насыщения шоколадного рынка.

Лилия Кравченко

Полную версию читайте в журнале «Мир Продуктов 3 (112) 2015»

Кондиционер воздуха
Обогревателей воздуха. Статьи, описание программы подбора кондиционеров
72komfort.ru