Интервью с Ярославом Степченковым, коучем, консультантом, бизнес-тренером в области логистики, закупок, снабжения, управления цепями поставок, операционного менеджмента

Современный склад является достаточно сложным объектом – и с технической стороны, и с управленческой, а необходимость в складировании имеется на всех этапах производства, от места добычи сырья и до реализации товара. Об основных принципах подбора складских помещений расскажет Ярослав Степченков, коуч, консультант, бизнес-тренер в области логистики, закупок, снабжения, управления цепями поставок, операционного менеджмента.

№1: склад категории «А», «А+» и т.д.: способы повысить стоимость и не более
В первую очередь, вы должны понимать, что классификация складов была разработана риэлторами как упрощение деления складских объектов для своих целей презентации их потенциальным клиентам. Понятно, что за каждой аббревиатурой стоит определенный комплекс технических и технологических решений, которые должны быть внедрены. Но это не значит, что объект с гордой буквой «А» будет для вашей логистики наиболее эффективным.
Резюме: обращайте внимание на аббревиатуру, когда решитесь уже ехать и смотреть объекты, изначально выбирая объект уже с пониманием того, что «этот подойдет», а «этот не подойдет».

№2: ориентируйтесь не на цену аренды за 1 м2, а на ваши совокупные затраты
Вы должны понимать, что склад – это элемент логистической системы вашего предприятия, который также является элементом, в свою очередь влияющим на уровень затрат напрямую (аренда, ФОТ персонала, аренда погрузочной техники и пр.) и опосредовано (пробег транспорта при подаче под загрузку, невозможность догружать машины при нескольких складах или удорожание стоимости перевозки и т.д.).
Поэтому перед принятием решения необходимо оценить все затраты, которые у вас возникнут с новым объектом, и просчитать, насколько они изменятся по отношению к текущему уровню. Пример из практики: компания имеет склад класса «В» в Киеве возле удобной транспортной развязки и возле станции метро. До принятия этого решения учредители рассматривали склады класса «А» в пределах 30 км зоны:

  • ожидаемая экономия – 60 000 грн в месяц;
  • увеличение затрат (топливо; амортизация) на подачу транспорта – около 50 000 грн/месяц (от точки входа на транспортные магистрали до нового склада расстояние составляло около 25 км («туда-обратно»); в день для развоза по Киеву на погрузку подавались около 15 машин арендованного парка (водитель на собственной машине);
  • возникновение затрат на доставку персонала – около 30 000 грн/мес. (т.к. старый склад находился возле метро, вопрос доставки персонала не возникал);
  • снижение эффективности использования арендованного транспорта за счет увеличения времени на дополнительный пробег и простой в пробках утром (т.к. склад находился на оживленной магистрали, на которой по утрам в сторону Киева возникали заторы) оценивалось в 20 000 грн/мес.

Какой выбор был в результате сделан данной компанией – вы сможете просчитать сами.

№3: помните о персонале
Если вы не планируете делать полностью автоматизированный склад, тогда вы должны помнить о персонале как об основной движущейся силе. И учитывать, что часть персонала работает на вашем текущем объекте по причине:

а) для сотрудников это удобно и комфортно с точки зрения места жительства, т.к. они не тратят много времени на поездку;
б) в данном районе ваша мотивация (ФОТ и/или условия работы) являются лучшими с их точки зрения или единственной возможностью работы.

Соответственно, если вы смените местоположение склада, тогда вы получите:

в случае а): если время в пути начнет увеличиваться на 1 час и более в одну сторону, то например при 40-часовой неделе у вас как минимум 25% рабочего персонала начнет искать «работу поближе», а через 3 месяца – около 50%, если не более. И в первую очередь это будут люди семейные, поскольку они склонны выделять на работу определенное количество часов в сутки (например, до 2-х часов на проезд), а вы начнете отбирать 2-4 часов их времени.
в случае б): обычно новые объекты строятся не далеко от других аналогичных объектов и, как следствие, сотрудники начинают искать «местечко потеплей».

В любом из вариантов, кроме оценки самого объекта, вы должны оценить рынок труда возле него и понять:

  • сможете ли вы получить качественный персонал за приемлемые для вас деньги; 
  • не возникнут ли ротации, связанные с наличием других работодателей;
  • каковы риски сезонных прогулов со стороны персонала (например, «посадка и уборка картошки», долгие новогодние каникулы);
  • возможность нанимать временных рабочих на сезонные всплески (если это необходимо).

Как показывает практика, ФОТ складского персонала обычно составляет от 30 до 50% затрат на складскую логистику. Вам надо понять, насколько изменятся ваши ФОТ и затраты на содержание персонала при данном местоположении склада.
Также вы должны понять и косвенно заложить затраты на компенсацию ошибок (пересорты, бой и т.д.), которые у вас возникнут с новым персоналом. Это тоже цена эксплуатации нового объекта.
Хотелось также добавить, что так называемая «соцструктура» (наличие раздевалок, душевых, комнаты приема пищи, туалетов, их внешний вид и удаленность от самого складского помещения) является немаловажным мотивационным фактором для персонала, который может повлиять на выбор вас как работодателя.

№4: топология внутри склада и его емкость
Вы смотрите объект, владелец объекта/риэлтор начинает рассказывать о «замечательной стоимости квадратного метра» или паллетоместа, а сам склад блестит новизной и пахнет краской, навевая на вас желание незамедлительно заключить договор аренды. Перед принятием решения вспомните два ключа…
1. Лучшая конфигурация склада – та, которая обеспечивает прямой товарный поток. Класс «А» строится из правила «1 док (ворота) на 1 000 м2». Но некоторые застройщики объектов, с целью оптимизации затрат на подъезды и площадки для транспорта, сооружают доки по одной стороне здания. При большой интенсивности это создает определенные неудобства, а при сбое/задержке какого-либо из процессов (приемки или отгрузки) может блокировать другие смежные процессы. Если же у вас прием товара и его отгрузка идут волнами, которые разделены во времени и между ними есть достаточный временной буфер на случай ЧП, то доки по одной стороне склада – вполне приемлемый вариант.
2. В «высоту» или «ширину» – важный аспект. В большинстве случаев экономическая эффективность, которую декларируют при демонстрации складских объектов, основана на возможности постановки высотных стеллажных систем от 5 м и выше. Как вы понимаете, это увеличивает количество паллетомест на 1 м2 и, как следствие, предусматривает разнесенные затраты аренды на 1 паллету. Но как только вы начинаете «уходить вверх», то сразу начинаете увеличивать свои операционные затраты на обслуживание груза на складе. Почему:
a) если у вас паллета стоит на полу, то цикл изъятия/размещения1 паллеты из/в ячейку будет около 5-10 с в зависимости от квалификации персонала. Как только вы начинаете размещать паллету на второй ярус и выше, то у вас время начинает возрастать. Вы как минимум начинаете тратить на 20% больше времени на 1 операцию с паллетой2. При этом не надо забывать, что зарплата штабелерщика на 15-20% выше обычного работника склада, а сам штабелер (например, при аренде) стоит в два раза дороже, чем самоходная гидравлическая тележка (разница составляет на сегодня порядка €400-500 на 1 штабелере);
b) технология паллетных стеллажей, которая распространена на сдаваемых складских объектах, сегодня не самая экономически эффективная. Причина – в большей площади, используемой под проходы и проезды (обычно около 40-50%). Из практики: на площади в 1350 м2 при возможности разместить стеллажи в 3 яруса с напольной ориентацией мы можем получить:

  • обычные паллетные стеллажи – около 500 п.м. с доступом к 500 SKU;
  • въездные стеллажи – 1512 п.м. (с соблюдением свободного доступа к 150 SKU);
  • при использовании въездных стеллажей и шатлов для подачи товара со стеллажа – те же 1512 п.м., но с доступом к 450 SKU.

Проанализируйте, с какой складской техникой вы планируете работать. Взяв склад со стандартной паллетной стеллажной системой с проходами под стандартный штабелер, вы уже не сможете использовать сборщики заказов на 2-3 паллеты. Для понимания: применение сборщика на 2 паллеты позволяет сократить штат на 20-25%; на 3 – до 50% (сокращение происходит за счет снижения пустого пробега персонала).
Не забывайте, что дополнительная высота – это дополнительная теплопотеря при обогреве или охлаждении помещения, которые при сегодняшней стоимости электроэнергии и/или газа являются также значимыми статьями затрат на содержания склада.
Общее резюме к этому пункту: сначала продумайте и проанализируйте объем хранения, среднее плановое время нахождения паллеты на складе, виды операций, их количество и долю в общем объеме, а также создайте для себя некий «идеал топологии склада». Вы должны подбирать склад именно под этот «идеал», а не купив склад «по дешевке», потом «впихивать» свои процессы под его возможности. Поверьте, такое «дешевле» в результате окажется для вас намного дороже!

№5: не забывайте о коэффициенте использования полезного складского объема
Выбирая склад, не забывайте проанализировать уже в годовом цикле, насколько он будет загружен. Обращаю вниманию на то, что здесь имеется в виду именно «загружен» при условии содержания запасов компании на установленном целевом уровне – а не имитация эффективности использования склада, который «доверху3 забит» товаром, месяцы лежащим без передвижения.
Идеально подобранный склад – это объект, загруженный на 70-80% в течение года. Возникает вопрос: а как же быть с сезонными всплесками? Ответ прост: начните управлять товарным потоком. При этом помните:

  • выстраивание процесса прогнозирования и планирования поставок, а также его синхронизация на всех уровнях логистической цепочки позволяют компании безболезненно снизить складские площади до 30%;
  • создание складов «на колесах» на несколько дней гарантируют вам 100-200 паллетомест. Не забывайте, что в стандартном пакете перевозчика есть безоплатное время простоя: а) как правило, контейнер до 14 дней может постоять в порту за символическую плату; б) при международных автомобильных перевозках не обязательно за 4 ч растаможивать машину – воспользуйтесь своим правом «48 ч на выгрузку»; 
  • всегда есть вариант использовать с вашими клиентами схему ответственного хранения: у вас сезон «на носу», а у покупателя есть свободные помещения – никто не мешает ему раньше сделать поставку, оговорив с вами условия выкупа/оплаты товара.

№6: детали сервиса арендодателя
Вам понравился объект и он вписывается в ваше понимание складских процессов и затрат на них? Пора подписывать договор! Сделайте еще один шаг, который позволит вам спать спокойно, а именно: изучите все технические детали сопутствующего сервиса, который зашит в аббревиатуру OPEX.
Убедитесь не только в наличии постоянного инженерного персонала у арендодателя, но в его нахождении на объекте, а также оцените, насколько это совпадает с графиком вашей работы. Поверьте, когда «вырубит» трансформатор или прорвет трубу («ливневку») вам будет легче от понимания, что не вам нужно решать этот вопрос.
Выясните, насколько серьезна энергетическая безопасность – то есть, проверьте факт наличия нескольких линий электропитания и того, кому они принадлежат, кто их обслуживает, подтвердите наличие автономных генераторов и их мощность. В моей практике были такие случаи:

  • высоковольтный трансформатор принадлежал другому предприятию, а не арендатору. Произошла авария и подключение, которое вело к арендатору, в трансформаторе сгорело. Но инженерный персонал арендатора не имел права (и допуска) на работы с этим трансформатором. При этом электрик компании-владельца находился на «заслуженных выходных» за много сотен километров от склада;
  • склад был оборудован автономным генератором. Но, как потом оказалось, его мощность рассчитана только на поддержание компьютеров и освещение, а вот ресурсов для зарядки аккумуляторов погрузочной техники уже не хватало.

Всегда помните о пожарной безопасности! К сожалению, я видел объекты, которые вводились в эксплуатацию, в т.ч. и пожарниками, но по факту датчики были только имитацией, датчики дыма не перекрывали периметр, а система пожаротушения была сделана для «отвода глаз». Все решалось на уровне договоренности арендодателя с пожарной инспекцией. Но поверьте мне, вы на это будете смотреть «сквозь пальцы» лишь до момента первого загорания. В своей жизни я этот этап уже прошел, поэтому сразу обращаю внимание на базовые нюансы, наличие которых сохранит в случаях пожара жизни людей и товар работодателя.
Проговорите обязанности, которые арендодатель будет выполнять при чрезвычайных ситуациях, их объем и сроки выполнения. Речь идет о таких вопросах как чистка снега (на территории, подъездах), реакция при поломках арендованного оборудования (например, гидравлики дока) и прочих жизненных ситуациях.
Надеюсь, что мои практические советы помогут вам сделать правильный выбор!

Приглашаем  в Тренинговый Центр TradeMasterGroup 27-28 марта на тренинг
Ярослава Степченкова «Эффективное построение складской логистики»
Детали по телефону 067-505-25-24