Безопасность и качество » Безопасность

Правовые аспекты развития органического хозяйствования

04.05.2011

Производство органических продуктов происходит в нормативно-правовых рамках. На значимых аспектах правового поля акцентировал внимание Евгений Милованов, к. э. н, Председатель Правления Федерации органического движения Украины

– Евгений Владимирович, каковы на сегодня законодательные условия для развития органического хозяйствования в Украине?
– Относительно законодательства Украины, на сегодня существует определенный правовой вакуум для сектора органического производства. Закон «Об органическом производстве» в течение последних семи лет находился в различных стадиях разработки. И вот, наконец, стали происходить более динамичные движения. 1 февраля текущего года последняя версия Закона была принята Верховной Радой в первом чтении. И 1 марта Комитетом ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений, версия с доработками и коррективами была рекомендована к рассмотрению в ВР и принятию во втором чтении.

Тем не менее, отсутствие действующего закона не препятствует аграриям и переработчикам вести органический бизнес, руководствуясь постановлениями Европейского Союза. Прежде всего: постановлением ЕС № 834/2007 от 28.06.2007 г. касательно «Органического производства и маркировки органических продуктов» и регламентом Комиссии ЕС № 889/2008 от 05.10.2008 г. Оба эти документа вступили в силу с 01.01.2009 г. Когда речь идет о правилах и принципах органического производства, то базовой опорой являются эти документы и те, что были приняты ЕС на протяжении 2008-2010 гг. Причем все они силами нашей Федерации переведены на украинский язык, опубликованы и доступны всем заинтересованным.

– Почему акценты делаются на нормативных документах ЕС?

– Во-первых, потому, что европейский рынок – наибольший в мире по доле потребления и производства органических продуктов. В свое время спрос именно с его стороны стимулировал возникновение органического движения в Украине. Благодаря этому, отечественные производители стали понимать требования рынка в отношении такой продукции.Во-вторых, европейских рынок – это тот рынок, куда экспортируется большая доля (порядка 70% от общих объемов) органической продукции, произведенной украинскими сертифицированными органическими хозяйствами.  И, соответственно, импорт также преимущественно осуществляется из стран ЕС. Как видим, бизнес-связи очень тесные. И для полноценного взаимодействия внутреннего и внешних рынков необходимо общее правовое поле. Поэтому украинское законодательство, прежде всего, нацелено на адаптацию с законодательством Европейского Союза.

– А как государство видит развитие сектора органического производства в рамках продовольственной политики?

– В государственной «Программе развития села до 2015 г.» отмечены планы увеличить долю производимых органических продуктов до 10% от общих объемов сельскохозяйственной продукции. Также Федерацией органического движения Украины по поручению Министерства аграрной политики еще в 2008 г. был разработан проект «Концепции государственной программы по развитию органического производства в Украине». И теперь одним из важных этапов для последующего развития сектора является принятие Закона «Об органическом производстве».

– Важнейшим стимулом развития органического производства выступает система дотаций и льгот…

– … в том числе и по этой причине важно иметь упомянутый закон. Ведь только легитимизация самого понятия «сертифицированное органическое производство» дает возможность поднимать вопросы дотирования, финансирования тех хозяйств, которые максимально экологизированы, которые максимально учитывают потребности в безопасных продуктах, сохраняют и обогащают в ходе деятельности почву, определенные экосистемы. Между прочим, сегодня в ЕС звучит достаточно много серьезных заявлений о необходимости большей экологизации агропроизводства в целом. Например, Рената Кюнаст, экс-министр сельского хозяйства Германии и действующий руководитель фракции «зеленых» в бундестаге, подняла вопрос о том, что только те предприятия, которые ведут органическое производство, смогут иметь право на финансовую поддержку ЕС. Насколько эта инициатива будет поддержана, покажет время. Но определенные выводы стоит делать, ведь новое направление общей аграрной политики ЕС будет рассматриваться в 2013 г.

– Является ли сертификат органической продукции универсальным удостоверением того, что продукт имеет все характеристики рыночного товара?

– Ни в коей мере. Чрезвычайно важно понимать, что органическое производство, в первую очередь, должно соответствовать требованиям украинского законодательства в части качества и безопасности продуктов питания. То есть, органический сертификат не заменяет ни сертификата качества, ни удостоверений о соблюдении санитарно-гигиенических норм, ни документов, подтверждающих соответствие фитосанитарным и ветеринарным нормам, другое. Таким образом, органический сертификат является как бы надстройкой над базовым законодательством. Например, пшеница, выращенная в сертифицированном органическом хозяйстве, должна, прежде всего, как минимум, соответствовать по органолептическим и химическим показателям действующим стандартам качества, что крайне важно для ее последующей переработки.  


– Рост популярности органических продуктов и их высокая розничная стоимость может привести к наличию фальсифицированной продукции?

–  И такие случаи уже есть. Пока с производителями подобных товаров мы можем бороться только в плоскости морального давления общественного мнения. Это еще одна важная причина необходимости отраслевого закона, чтобы можно было противостоять начавшимся фальсификациям правовыми силами. Если же требования начинают нарушать субъект хозяйствования сертифицированного органического производства, то санкции, вплоть до аннулирования сертификата, применяет к нему сертифицирующий орган. Это важный ряд проблемных вопросов, так как и спрос, и потребление органических продуктов будет расти.

Так, по оценкам Федерации органического движения Украины потребление органических продуктов в Украине в 2008 г. составляло €600 тыс. (в гривневом эквиваленте). В 2009 г. этот показатель удвоился до €1 млн. 200 тыс., и подобная прогрессия сохранилась в 2010 г., когда показатель потребления достиг €2 млн. 400 тыс. Даже если по итогам текущего года удвоения показателей не произойдет, то положительная динамика, безусловно, сохранится. И основной мотив такой повышательной тенденции – растущая разница между качеством, уровнем безопасности тех продуктов, которые сегодня массово производятся и сертифицированными органическими продуктами.

Беседу вела Ольга Бут


medini-original.com
Целый сайт отечественной одежды для дам! Натуральные ткани. Низкие цены
medini-original.com